Перевозка негабаритных грузов: выбор транспорта и погрузка
«Негабарит» - это звучит практически как приговор. Но только на первый взгляд. Да, перевозка негабаритных грузов разительно отличается от обычных внутригородских рейсов на «Газелях» и «бычках». Это вообще достаточно сложное действо - но выполнимое. И прежде, чем приступить к его описанию, неплохо бы определиться, что вообще такое негабаритный груз.
Достаточно четкие характеристики негабаритного груза можно найти в Правилах дорожного движения Российской Федерации, в разделе «Перевозка грузов». Согласно ему, негабаритным считается груз, имеющий хотя бы один из названных параметров:
- высоту более 4 метров от поверхности проезжей части вкупе с транспортным средством, а тем более – без него;
- ширину более 2.55 метров. Для рефрижераторов и изотермических кузовов допускается «скидка» - предельный габарит 2.6 метров;
- длину более 20 метров, включая один прицеп (если длина составляет менее 20 метров, то допускается свес груза не более двух метров);
- существует также понятие «негабарит по массе» - так называется груз весом 38 тонн и более.
Что касается вида негабаритного груза, выглядеть он может совершенно по-разному. Иногда это длинные секции уже сваренных труб большого диаметра, иногда – огромная аэродинамическая камера вместимостью 25 кубометров, предназначенная для сушки пиломатериалов. Порою в качестве негабаритного груза выступают тракторы, бульдозеры или асфальтоукладчики, а в некоторых случаях – военная техника (например, при подготовке к параду). Здания и строительные конструкции – это тоже негабаритный груз: мелкие постройки (ларьки, павильоны, бытовки), шахты лифтов, бетонные плиты, блоки, опорные балки.
Негабаритные грузы почти всегда являются неделимыми, то есть их нельзя разобрать на части и перевезти в демонтированном виде. Если же это возможно, задача значительно упрощается.
На чем перевозят негабарит? Подобрать подходящее транспортное средство не так-то просто, особенно если вы сталкиваетесь с этим первый раз. Большинство грузовиков рассчитаны на перевозку предметов не шире 2.5 метров и не выше трех метров. В контейнеры негабарит не поместится: стандартный 20-футовый контейнер имеет длину 6 метров, ширину 2.4 метра и такую же высоту. 40-футовый контейнер отличается от 20-футового только в 2 раза большей длиной – 12 метров. Так называемый «евротент», или «еврофура» (тентованный полуприцеп стандартных размеров) по ширине и высоте равен 20-футовому контейнеру (по 2.45 метра и вверх и «вширь»), а в длину достигает 13.6 метров. Таким образом, перевозка негабаритных предметов на обычных грузовиках не представляется возможной.
Самый распространенный вариант для перевозки негабарита – низкорамники. Это практически плоские грузовые платформы без ограничительных бортов. Также часто используются тралы – грузовые прицепы, рассчитанные именно на негабарит. Тралы имеют увеличенную по сравнению с типовыми прицепами тоннажность (от 20 до 150 тонн), длину (до 16 метров) и ширину: с помощью особых приспособлений грузовой полуприцеп можно расширить до 3-4 метров.
В случае с грузом, негабаритным по массе, транспорт нужно подбирать, исходя из максимальной грузоподъемности и разрешенной осевой нагрузки, так как она должна оставаться в рамках разумного. Здесь опять же стоит обратить внимание на низкорамные платформы. В зависимости от модели на них можно погрузить от 20 до 100 тонн. Некоторые категории негабарита перевозят на особых видах транспорта. Так, например, трубы и плети (сваренные секции труб) путешествуют на трубоплетевозах, строительные конструкции – на панелевозах, плитовозах, фермовозах.
Безусловно, вес груза нужно уточнять до того, как вы подберете транспорт, а не в тот момент, когда низкорамник уже стоит во дворе. Так называемые «мертвые грузы» с неизвестной массой перевозить по дорогам общего пользования категорически не рекомендуется. Даже на свой страх и риск.
Одно из главных правил перевозки негабарита звучит так: груз нужно обязательно закрепить на транспорте. Аргументы из разряда «Ну он же весит 10 тонн, как он может сместиться и вообще куда он денется!» простительны только дилетантам. Груз нужно жестко фиксировать, иначе он может уехать значительно дальше машины. И делается это не на «авось», а по заранее разработанной схеме.
Как правильно зафиксировать негабарит на транспорте? Начнем с того, что этим должны заниматься не грузоотправители и даже не логисты. Крепление негабаритного груза – дело такелажников, а также специалистов по технике безопасности. Когда вы решаете, как разместить и закрепить предмет, необходимо учитывать баланс массы и ее распределение – проще говоря, развесовку груза. При этом недостаточно знать только его массу. Огромное значение имеет центр тяжести груза – точнее, его расположение.
Если груз имеет правильную форму и центр тяжести находится точно посередине, то крепление на транспорте не доставит особых проблем. Но чаще негабаритные предметы имеют более интригующую форму, чем куб или параллелепипед, а уж распределение массы у них может быть и вовсе замысловатым (это отличительная черта промышленного оборудования). Например, у многих металлообрабатывающих станков центр тяжести смещен кверху. При этом переворачивать их нельзя – станок обязательно перевозить в том положении, которое он занимает при работе. Есть и такое оборудование, у которого одна сторона, левая или правая, весит значительно больше другой. Его нужно фиксировать особенно тщательно.
Чем чревато неверное или слабое крепление негабаритных грузов?
- при экстремальных маневрах груз может «вывалиться» из машины в любом направлении, и последствия будут непредсказуемы;
- при повороте грузовик может опрокинуться;
- при резком торможении плохо зафиксированный груз может сорваться с места, сломать стенки кузова или пробить кабину (такие аварии периодически случаются на российских дорогах). И хорошо, если при этом будет повреждена только ваша машина (а не парочка проезжающих рядом «до кучи»), и обойдется без жертв.
Итак, для размещения груза на транспорте лучше привлечь специалиста по инженерным работам. Он составит схему крепления груза с учетом его массы, расположения центра тяжести, создаваемой нагрузки на оси. Характеристики машины также будут учтены. В идеале автомобиль и груз после крепления должны представлять собой единое целое и по габаритам, и по балансу массы. Получившаяся система сможет перемещаться по дороге без нарушения равновесия, что является одним из необходимых условий для успешного окончания перевозки.
|