Осторожно, груз кусается!
В кузовах автомобилей путешествуют не только консервы, стройматериалы и сжиженные газы. Иногда на шоссе можно увидеть прицеп, из которого доносится мычание или с любопытством выглядывает лошадь. Сложно ли перевозить живые грузы? Не опасно ли это? И о чем стоит задуматься перед тем, как заключать с транспортной компанией договор на перевозку кур, свиней или пушных зверей?
В советское время перемещение животных на грузовых машинах практиковалось достаточно широко. Были разработаны и приняты ветеринарно-санитарные правила, четко обозначающие порядок действий при работе с хрюкающим, мычащим и кудахтающим грузом. Для перевозки использовались специальные автомобили, которые так и назывались – скотовозы. Это полуприцепы с ровными стенами и гладким полом. На днище обычно кладется солому или опилки. В кузове не должно быть щелей, иначе животных может продуть во время движения. В прохладное время года полуприцепы накрывают брезентом, чтобы защитить животных от дождя и ветра.
Скотовозы используются и сейчас. Как нетрудно догадаться, путешествуют в них в основном свиньи, овцы, лошади или коровы. Крупных животных прочно привязывают, мелких допускается транспортировать свободно. Птиц доставляют только в клетках или ящиках, а пчел – в ульях или ящиках-пакетах. Кстати, соответствующие клетки или контейнеры перевозчику должен предоставить грузоотправитель.
Отправлять животных в путь, особенно в неблизкий, можно только при комфортной температуре, либо в машине, позволяющей поддерживать нормальные условия в кузове. Так, например, откормленных свиней нельзя доставлять с места на место в жару и в холод. Если на улице больше +30°С или меньше – 25°С, перевозить хрюшек строго воспрещается.
Строгие требования предъявляются даже к полу и весу животных. Если собрать в одном грузовике мелких телят и массивных быков, то взрослые могут просто затоптать молодняк. А содержание разнополых животных вперемешку, пусть и недолгое, может и вовсе иметь непредсказуемые последствия. Поэтому отправлять в дорогу в одной машине допустимо только особей одного пола, вида и возраста.
Советские ветеринарные правила бескомпромиссно утверждали: животных в пути должен сопровождать специально подготовленный проводник. Всю дорогу он следит за соблюдением условий и самочувствием «груза». Сейчас этим правилом, к сожалению, часто пренебрегают. И очень зря – ведь животных в пути нужно как минимум поить, а если ехать предстоит более 6 часов – еще и кормить. Кто справится с этим лучше обученного экспедитора?
Если шофер везет крупных животных, их придется через каждые 10-12 часов выгружать для отдыха. Перерыв займет немало времени – от 2 до 4 часов. Конечно же, все это должно быть изначально предусмотрено в условиях перевозки. При этом во время «выгула» животных нужно напоить, накормить, а также сменить подстилку. Из кузова и обратно в кузов их нужно выводить «пряником, но не кнутом» - осторожно, без побоев, подманивая кормом. В крайнем случае допускается использование специальных электрических приспособлений для того, чтобы подгонять скот. Обычный водитель, привыкший работать с товаром, спокойно лежащим в кузове, может не справиться с животными. Они обладают своим характером, и здесь нужно иметь опыт и немалые знания. Поэтому для долгих путешествий с «братьями меньшими» рекомендуется заранее искать специалиста-экспедитора. Так будет спокойнее и вам, и им.
Куда меньше хлопот при перевозке тех, кто обитает в воде: рыб и раков. Однако здесь тоже есть свои тонкости. Во-первых, жители рек, озер и морей могут путешествовать только в воде, богатой кислородом. Чтобы живительный газ поступал в кузов-аквариум непрерывно, в машине должен быть установлен компрессор. Если его нет, то кислород в воде очень быстро иссякнет, и рыба погибнет. В некоторых ситуациях допускается перевозка водных обитателей без компрессора, но с постоянной сменой воды. В кузове-аквариуме также нужно поддерживать постоянную температуру, для этого требуется автономно работающая установка.
Для раков есть еще один, альтернативный способ транспортировки. Если их не очень много, живой груз нужно поместить в большую горизонтальную тару, на дно которой кладется влажная материя. Такой же тканью раков накрывают сверху и периодически смачивают их водой, не снимая покрытия. Внизу тару также можно застелить травой. Однако этот метод можно использовать только при доставке на небольшие расстояния - около 100 км.
Обязательные документы
Кроме знакомых всем водителям путевых листов и товарно-транспортной накладной, при перевозке живого товара необходимо оформлять еще два документа. Это ветеринарное свидетельство и санитарный паспорт. Первое – это документ на груз. Оно подтверждает, что перевозимые вами животные не опасны для окружающей среды – не являются источником инфекции. Свидетельство выдают в соответствующих контрольно-надзорных органах населенного пункта, обычно это ветеринарно-санитарная служба.
Санитарный паспорт оформляется перевозчиком, которому принадлежат машины – это документ на автомобиль. Санитарный паспорт выдается органами эпидемиологического надзора и подтверждает, что транспорт пригоден к перевозке животных, отвечает всем требованиям и прошел соответствующую обработку.
Грузовик, в котором везли скот, рыб или птиц, обязательно дезинфицировать перед отправлением в путь и после прибытия и выгрузки. Правила обеззараживания для каждой ситуации свои. Качество санитарной обработки контролируется.
Как выбрать компанию для перевозки животных? Есть определенные факторы, которые могут насторожить вас уже при предварительных переговорах с перевозчиком. Итак, стоит с осторожностью отнестись к данной фирме, если:
- перевозчик охотно соглашается принять у вас живой груз без ветеринарного свидетельства;
- на просьбу показать санитарный паспорт на автомобиль потенциальные партнеры беспечно отвечают «да мы еще успеем\ он в стадии оформления\ ну это же необязательно»;
- машины для доставки живого груза не соответствуют предъявляемым нормативам – например, имеют ярко выраженные следы загрязнений, пол и стены со щелями и т.п.;
- перевозчик без стеснения стремится сэкономить, «впихивая» большое количество груза в явно неподходящий по размерам транспорт.
И наоборот – о добросовестности фирмы говорят следующие факторы:
- представитель транспортной компании сразу же предъявляет вам санитарный паспорт и прочие необходимые документы, а иногда может и помочь с оформлением тех, которые нужны вам;
- перевозчик четко знает и соблюдает требования к подвижному составу для перевозки животных, при необходимости может дать грузоотправителю консультацию по связанным с этим вопросам – например, о том, какие клетки и контейнеры нужны;
- представитель транспортной компании предоставляет для сопровождения экспедитора, который специализируется именно на живом грузе.
|